| ||||||
|
| |||||
Опыт работы Смирновой О.А«Интегрированный подход к формированию у воспитанников осознанного отношения к своему здоровью» педагогический опыт работы Смирновой Ольги Анатолиевны, воспитателя, инструктора по физкультуре МАДОУ № 29 д. Лесная. Актуальность выбранной темы обусловлена изменениями в состоянии здоровья подрастающего поколения, все более возрастающим вниманием со стороны общества к вопросам охраны жизни и здоровья детей, созданию условий и воспитанию привычки к здоровому образу жизни. В настоящее время качество жизни и качество образования декларируются как главные ориентиры глобальной политики. Основные тенденции развития современного дошкольного образования ориентированы на формирование полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения его индивидуального развития. Задачи, которые мы ставим для достижения этих целей: Создание целостной системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды Реализация дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Для решения одной из насущных проблем современного общества - сохранение и укрепление здоровья детей, в детском саду разработана система работы построенная с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирающаяся на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. Она включает в себя совокупность всех педагогических методов, приемов, технологий, а также условий образовательного процесса Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Поэтому самое большое воздействие на здоровье оказывает образ жизни Здесь мы рассмотрим реализацию задач образовательной области Здоровье через интеграцию других образовательных областей* физическая культура, социально-личностно, художественно-эстетическое, познавательно-речевое развитие. В области Физическая культура реализуются такие задачи области Здоровье: Развитие физических качеств Накопление двигательного опыта Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Эти задачи решаются на занятиях, в режимных моментах, игровой, самостоятельной и совместной деятельности. Проводятся специальные занятия по профилактике отклонений в состоянии здоровья (плоскостопие, нарушение осанки, системы дыхания). Большое внимание уделяем вопросам формирования навыков безопасного поведения, и конечно, режима дня. Проведение спортивных праздников, досугов. Развлечений, тематических недель с привлечением родителей, позволяет применять единые принципы и условия правильного, полноценного здорового воспитания дошкольников. Задачи области Здоровье, решаемые в рамках направления художественно-эстетического развития: Развивать у детей умение видеть красоту и выразительность движений в окружающем Развитие музыкально-ритмических движений Развитие общей и мелкой моторики и накопление сенсорного опыта. Учить детей применять в повседневной деятельности знания, умения. На музыкальных занятиях дети изучают элементы танца, танцевальные движения и этюды, упражнения на развитие своего тела. Приобщение к русскому фольклору, играет немаловажную роль в развитии силы, ловкости. Использование сюрпризных моментов, театрализаций, создает положительный эмоциональный фон, являющийся психологической основой здоровья. Изготовление атрибутов для занятий физкультурой и спортом, использование их на занятии, повышает значимость самой деятельности, стимулирует интерес, создает благоприятные, комфортные условия. Использование продуктов детского творчества в оформлении групп, помещений детского сада, повышает самооценку ребенка, побуждает к творчеству. Через направление социально-личностное развитие решаются задачи: Формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях. Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в совместной двигательной деятельности. Особенно ярко это проявляется при проведении эстафет, игр с правилами, соревнований, целевых прогулок и экскурсий. Без работы связанной с познавательно-речевым развитием невозможно говорить о развитии личности ребенка. Без элементарных представлений о своем теле, основных функциях организма, знаний о способах сохранения здоровья, невозможно представить работу по формированию привычки к здоровому образу жизни. Познавательно-речевая работа пронизывает всю деятельность педагога. Совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника создает фундамент культуры здорового образа жизни, включающий в себя положительную мотивацию, знания, умения, навыки. Положительное влияние при обучении здоровому образу жизни, на ребенка оказывают психологические контакты с окружающими его близкими людьми, друзьями, воспитателями, формируется положительные межличностные отношения в семье и в детском коллективе, что позволяет решать вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, формированию здорового образа жизни. В работе широко используется наглядная агитация - уголок здоровья в группах, стенды в детском саду, альбомы, папки-передвижки, памятки. Одним из методов интегрированного обучения, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, любознательность, инициативу, вовлечение специалистов и родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Проектный метод наиболее полно позволяет раскрыть интеграцию различных образовательных областей. В течение нескольких лет проектный метод внедряется в практику работы.. Мною разработаны и реализованы в детском саду следующие проекты: «Наша олимпиада», «Азбука безопасности», «Дерево», тесно связанные и направленные на формирование осознанного отношения к своему здоровью. В настоящее время реализуется проекты «Как сохранить здоровье», «Космос». На примере проекта Космос, вроде бы далекого от области здоровье, рассмотрим интеграцию различных воспитательных областей. Это краткосрочный проект. Информационно-игровой Цель: Формирование познавательных интересов, творческой инициативы в приобретении новых знаний и обеспечение удовлетворения интересов детей, педагогов в период реализации проекта. Задачи: Развивать самостоятельную исследовательскую, познавательную , игровую, творческую деятельность Учить детей познавать себя и окружающий мир. Научить воплощать новые знания в реальные продукты, использовать полученные знания для укрепления здоровья. Работа, проведенная в рамках проекта по решению задач образовательной области «Здоровье». С детьми проводилось обсуждение книг о космосе, рассказов о физической подготовке космонавтов, роли здоровья при полетах в космос. Обсуждение пользы закаливания, занятий физкультурой, правильного питания. Упражнения на ориентировку в пространстве, самостоятельный выбор игр, оборудования. Одно из направлений в работе - развитие общей и мелкой моторики, создание костюма инопланетянина, эмблем, рисование, аппликация комет, планет для украшения физкультурного зала, группы. Использование и применение различных видов техник, материалов, развитие дизайнерских способностей. Повышение психологической комфортности Музыкальный руководитель осуществляла подбор тематических музыкальных произведений, танцевально-двигательных упражнений, импровизация «танец инопланетян», подвижных игр. Результатом реализации проекта явилось: Проведение спортивного праздника «Путешествие на планету Спортландия» Повышение уровня детских компетентностей во всех областях развития. Воплощение детских замыслов в реальные творческие продукты. Использование продуктов детского творчества в образовательной среде. Повышение самооценки и успешности детей. Для реализации интегрированного подхода к формированию у воспитанников осознанного отношения к своему здоровью в образовательном процессе используются дополнительные помещения: оснащенные разнообразным стандартным и нестандартным оборудованием спортивный и коррекционный залы, ИЗО-студия. Создана система дополнительных помещений, наличие которых стимулирует детей к физической и творческой активности, повышает эмоциональную комфортность детей и взрослых. Как положительный результат отмечается повышение уровня компетентностей у большинства детей. Получение высоких результатов по разделам «Здоровье и физическое развитие воспитанников» и «Художественно-эстетическое развитие воспитанников» в процессе прохождения аттестации и государственной аккредитации учреждения. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |