Опыт работы Смирновой О.А

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 29 

 "Детский сад комбинированного  вида" 

               д. Лесная

Новгородская область, Новгородский муниципальный район

 

Опыт работы Смирновой О.А

 

космический полет«Интегрированный подход к формированию у воспитанников осознанного отношения к своему здоровью»

педагогический опыт работы  Смирновой Ольги Анатолиевны,

воспитателя, инструктора по физкультуре МАДОУ № 29 д. Лесная.

Актуальность выбранной темы обусловлена изменениями в состоянии здоровья подрастающего поколения, все более возрастающим  вниманием со стороны общества к вопросам охраны жизни и здоровья детей, созданию условий  и воспитанию привычки к здоровому образу жизни. В настоящее время качество жизни и качество образования декларируются как главные ориентиры глобальной политики. Основные тенденции развития современного дошкольного образования ориентированы на формирование полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения его индивидуального развития.

Задачи, которые мы ставим для достижения этих целей:

*      Создание целостной  системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

*      Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды

Реализация дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Для решения одной из насущных проблем современного общества - сохранение и укрепление здоровья детей, в детском саду разработана система работы построенная с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирающаяся на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. Она включает в себя совокупность всех педагогических методов, приемов, технологий, а также условий образовательного процесса

Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Поэтому самое большое воздействие на здоровье оказывает образ жизни

Здесь мы рассмотрим реализацию задач образовательной области Здоровье через интеграцию других образовательных областей* физическая культура, социально-личностно, художественно-эстетическое, познавательно-речевое развитие.

В области  Физическая культура реализуются такие задачи области Здоровье:

*      Развитие физических качеств

*      Накопление двигательного опыта

        Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Эти задачи решаются  на  занятиях, в режимных моментах, игровой, самостоятельной и совместной деятельности.  Проводятся специальные занятия по профилактике отклонений в состоянии здоровья (плоскостопие, нарушение осанки, системы дыхания). Большое внимание уделяем вопросам   формирования навыков безопасного поведения, и конечно, режима дня.

        Проведение спортивных праздников, досугов. Развлечений, тематических недель  с привлечением родителей,  позволяет применять единые принципы и  условия правильного, полноценного здорового воспитания дошкольников. Задачи области Здоровье, решаемые в рамках направления  художественно-эстетического развития:

*      Развивать у детей умение видеть красоту и выразительность движений в окружающем

*      Развитие музыкально-ритмических движений

*      Развитие общей и мелкой моторики и накопление сенсорного опыта.

*      Учить детей применять в повседневной деятельности знания, умения.

 На музыкальных занятиях дети изучают элементы танца, танцевальные движения и этюды, упражнения на развитие своего тела.

Приобщение к русскому фольклору, играет немаловажную роль в развитии  силы, ловкости. Использование сюрпризных моментов, театрализаций, создает положительный эмоциональный фон, являющийся психологической основой здоровья.

Изготовление атрибутов для занятий физкультурой и спортом, использование их на занятии, повышает значимость  самой деятельности, стимулирует интерес, создает благоприятные, комфортные условия.

Использование продуктов детского творчества в оформлении групп, помещений детского сада, повышает самооценку ребенка, побуждает к творчеству.

Через направление социально-личностное развитие решаются задачи:

*      Формирование первичных представлений о себе,  собственных двигательных возможностях и особенностях.

*      Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками  в совместной двигательной деятельности.

               Особенно ярко это проявляется при проведении эстафет, игр с правилами, соревнований, целевых прогулок и экскурсий. 

Без работы связанной с познавательно-речевым развитием невозможно говорить  о развитии личности ребенка.

Без элементарных представлений о своем теле, основных функциях организма, знаний о способах сохранения здоровья, невозможно представить работу по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Познавательно-речевая работа пронизывает всю деятельность педагога.

             Совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника создает фундамент культуры здорового образа жизни, включающий в себя положительную мотивацию,  знания, умения, навыки.

         Положительное влияние при обучении здоровому образу жизни, на ребенка оказывают психологические контакты с окружающими его близкими людьми, друзьями, воспитателями, формируется положительные межличностные отношения в семье и в детском коллективе, что позволяет решать вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

         В работе широко используется наглядная агитация - уголок здоровья в группах, стенды в детском саду, альбомы, папки-передвижки, памятки.

           Одним из методов интегрированного обучения, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, любознательность, инициативу, вовлечение специалистов и  родителей в образовательный процесс  является проектная деятельность.

         Проектный метод  наиболее полно позволяет раскрыть интеграцию различных образовательных областей.

В течение нескольких лет проектный метод внедряется в практику работы..

                   Мною разработаны и реализованы в детском саду следующие проекты: «Наша олимпиада», «Азбука безопасности», «Дерево», тесно связанные и направленные  на  формирование осознанного отношения к своему здоровью. В  настоящее время  реализуется проекты «Как сохранить здоровье», «Космос».

               На примере проекта Космос, вроде бы далекого от области здоровье, рассмотрим интеграцию различных воспитательных областей.

Это краткосрочный проект.  Информационно-игровой

Цель: Формирование познавательных интересов, творческой инициативы в приобретении новых знаний и обеспечение удовлетворения интересов детей, педагогов в период реализации проекта.

Задачи:

 Развивать самостоятельную исследовательскую, познавательную , игровую, творческую деятельность

            Учить детей познавать себя и окружающий мир.

             Научить воплощать новые знания в реальные продукты, использовать полученные

              знания для укрепления здоровья.

 

Работа, проведенная в рамках проекта по решению задач  образовательной области «Здоровье».

С детьми проводилось  обсуждение книг о космосе, рассказов о физической подготовке космонавтов, роли здоровья при полетах в космос. Обсуждение пользы закаливания, занятий физкультурой, правильного питания. Упражнения на ориентировку в пространстве, самостоятельный выбор игр, оборудования. Одно из направлений в работе - развитие общей и мелкой моторики, создание костюма инопланетянина, эмблем, рисование, аппликация комет, планет  для украшения физкультурного зала, группы.

Использование и применение различных видов техник, материалов, развитие дизайнерских способностей.

 Повышение психологической комфортности

Музыкальный руководитель  осуществляла  подбор тематических   музыкальных  произведений, танцевально-двигательных упражнений, импровизация «танец инопланетян», подвижных игр.

  Результатом реализации проекта явилось:

Проведение спортивного праздника «Путешествие на планету Спортландия»

Повышение уровня детских компетентностей во всех областях развития.

Воплощение детских замыслов в реальные творческие продукты.

Использование продуктов детского творчества в образовательной среде.

Повышение самооценки и успешности детей.

Для реализации интегрированного подхода к формированию у воспитанников осознанного отношения к своему здоровью  в образовательном процессе используются дополнительные помещения: оснащенные разнообразным стандартным и нестандартным оборудованием спортивный и коррекционный залы, ИЗО-студия. Создана система дополнительных помещений, наличие которых стимулирует детей к физической и творческой активности, повышает эмоциональную комфортность детей и взрослых. Как  положительный результат отмечается повышение уровня   компетентностей у большинства детей.  Получение высоких результатов по  разделам «Здоровье и физическое развитие воспитанников» и «Художественно-эстетическое развитие воспитанников» в процессе прохождения аттестации и государственной аккредитации учреждения.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»