«Интегрированный подход к формированию у воспитанников осознанного отношения к своему здоровью»
педагогический опыт работы Смирновой Ольги Анатолиевны,
воспитателя, инструктора по физкультуре МАДОУ № 29 д. Лесная.
Актуальность выбранной темы обусловлена изменениями в состоянии здоровья подрастающего поколения, все более возрастающим вниманием со стороны общества к вопросам охраны жизни и здоровья детей, созданию условий и воспитанию привычки к здоровому образу жизни. В настоящее время качество жизни и качество образования декларируются как главные ориентиры глобальной политики. Основные тенденции развития современного дошкольного образования ориентированы на формирование полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения его индивидуального развития.
Задачи, которые мы ставим для достижения этих целей:
Создание целостной системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды
Реализация дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Для решения одной из насущных проблем современного общества - сохранение и укрепление здоровья детей, в детском саду разработана система работы построенная с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирающаяся на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. Она включает в себя совокупность всех педагогических методов, приемов, технологий, а также условий образовательного процесса
Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Поэтому самое большое воздействие на здоровье оказывает образ жизни
Здесь мы рассмотрим реализацию задач образовательной области Здоровье через интеграцию других образовательных областей* физическая культура, социально-личностно, художественно-эстетическое, познавательно-речевое развитие.
В области Физическая культура реализуются такие задачи области Здоровье:
Развитие физических качеств
Накопление двигательного опыта
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Эти задачи решаются на занятиях, в режимных моментах, игровой, самостоятельной и совместной деятельности. Проводятся специальные занятия по профилактике отклонений в состоянии здоровья (плоскостопие, нарушение осанки, системы дыхания). Большое внимание уделяем вопросам формирования навыков безопасного поведения, и конечно, режима дня.
Проведение спортивных праздников, досугов. Развлечений, тематических недель с привлечением родителей, позволяет применять единые принципы и условия правильного, полноценного здорового воспитания дошкольников. Задачи области Здоровье, решаемые в рамках направления художественно-эстетического развития:
Развивать у детей умение видеть красоту и выразительность движений в окружающем
Развитие музыкально-ритмических движений
Развитие общей и мелкой моторики и накопление сенсорного опыта.
Учить детей применять в повседневной деятельности знания, умения.
На музыкальных занятиях дети изучают элементы танца, танцевальные движения и этюды, упражнения на развитие своего тела.
Приобщение к русскому фольклору, играет немаловажную роль в развитии силы, ловкости. Использование сюрпризных моментов, театрализаций, создает положительный эмоциональный фон, являющийся психологической основой здоровья.
Изготовление атрибутов для занятий физкультурой и спортом, использование их на занятии, повышает значимость самой деятельности, стимулирует интерес, создает благоприятные, комфортные условия.
Использование продуктов детского творчества в оформлении групп, помещений детского сада, повышает самооценку ребенка, побуждает к творчеству.
Через направление социально-личностное развитие решаются задачи:
Формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях.
Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в совместной двигательной деятельности.
Особенно ярко это проявляется при проведении эстафет, игр с правилами, соревнований, целевых прогулок и экскурсий.
Без работы связанной с познавательно-речевым развитием невозможно говорить о развитии личности ребенка.
Без элементарных представлений о своем теле, основных функциях организма, знаний о способах сохранения здоровья, невозможно представить работу по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Познавательно-речевая работа пронизывает всю деятельность педагога.
Совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника создает фундамент культуры здорового образа жизни, включающий в себя положительную мотивацию, знания, умения, навыки.
Положительное влияние при обучении здоровому образу жизни, на ребенка оказывают психологические контакты с окружающими его близкими людьми, друзьями, воспитателями, формируется положительные межличностные отношения в семье и в детском коллективе, что позволяет решать вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, формированию здорового образа жизни.
В работе широко используется наглядная агитация - уголок здоровья в группах, стенды в детском саду, альбомы, папки-передвижки, памятки.
Одним из методов интегрированного обучения, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, любознательность, инициативу, вовлечение специалистов и родителей в образовательный процесс является проектная деятельность.
Проектный метод наиболее полно позволяет раскрыть интеграцию различных образовательных областей.
В течение нескольких лет проектный метод внедряется в практику работы..
Мною разработаны и реализованы в детском саду следующие проекты: «Наша олимпиада», «Азбука безопасности», «Дерево», тесно связанные и направленные на формирование осознанного отношения к своему здоровью. В настоящее время реализуется проекты «Как сохранить здоровье», «Космос».
На примере проекта Космос, вроде бы далекого от области здоровье, рассмотрим интеграцию различных воспитательных областей.
Это краткосрочный проект. Информационно-игровой
Цель: Формирование познавательных интересов, творческой инициативы в приобретении новых знаний и обеспечение удовлетворения интересов детей, педагогов в период реализации проекта.
Задачи:
Развивать самостоятельную исследовательскую, познавательную , игровую, творческую деятельность
Учить детей познавать себя и окружающий мир.
Научить воплощать новые знания в реальные продукты, использовать полученные
знания для укрепления здоровья.
Работа, проведенная в рамках проекта по решению задач образовательной области «Здоровье».
С детьми проводилось обсуждение книг о космосе, рассказов о физической подготовке космонавтов, роли здоровья при полетах в космос. Обсуждение пользы закаливания, занятий физкультурой, правильного питания. Упражнения на ориентировку в пространстве, самостоятельный выбор игр, оборудования. Одно из направлений в работе - развитие общей и мелкой моторики, создание костюма инопланетянина, эмблем, рисование, аппликация комет, планет для украшения физкультурного зала, группы.
Использование и применение различных видов техник, материалов, развитие дизайнерских способностей.
Повышение психологической комфортности
Музыкальный руководитель осуществляла подбор тематических музыкальных произведений, танцевально-двигательных упражнений, импровизация «танец инопланетян», подвижных игр.
Результатом реализации проекта явилось:
Проведение спортивного праздника «Путешествие на планету Спортландия»
Повышение уровня детских компетентностей во всех областях развития.
Воплощение детских замыслов в реальные творческие продукты.
Использование продуктов детского творчества в образовательной среде.
Повышение самооценки и успешности детей.
Для реализации интегрированного подхода к формированию у воспитанников осознанного отношения к своему здоровью в образовательном процессе используются дополнительные помещения: оснащенные разнообразным стандартным и нестандартным оборудованием спортивный и коррекционный залы, ИЗО-студия. Создана система дополнительных помещений, наличие которых стимулирует детей к физической и творческой активности, повышает эмоциональную комфортность детей и взрослых. Как положительный результат отмечается повышение уровня компетентностей у большинства детей. Получение высоких результатов по разделам «Здоровье и физическое развитие воспитанников» и «Художественно-эстетическое развитие воспитанников» в процессе прохождения аттестации и государственной аккредитации учреждения.